Трудные и непонятные места Нового Завета

      Евангельская встреча – долгожданное событие в общине семейного клуба трезвости (г. Стерлитамак). На столе чай и конфеты, но всё внимание уходит к слову отца Алексея (Панченко), более пяти лет работающего на ниве трезвения. Для этого рубежа много и трудно идти, и мы начинаем двигаться, пусть скрепя и стеная, но всё же в гору. Слово Божие – это фундамент, на котором выстроены все  семейные клубы движения. Сегодняшняя встреча посвящена трудным и непонятным местам в Евангелии. Летопись евангельских встреч всегда с нетерпением ожидают не только те, кто отсутствовал по каким-то причинам на встрече, но ещё больше те, кто присутствовал. Потому что сердцем своим и всем разумением увидел-услышал-почувствовал ту Благодать, которая щедро изливается на нас при изучении Слова в состоянии соборности. Запись встречи дана в некотором сокращении.

Знание  Бога, Божества, некая жажда Его — достаточно неоформленное явление в наши дни. Модные тенденции: «Бога надо иметь в сердце», «Главное – добрые дела делать, а всё остальное церковная обрядность», «нужно быть хорошим человеком»… Это всё здесь, в нашей общине, тоже крутится. И когда человек сюда приходит  по зову сердца или влекомый обстоятельствами, он начинает многое высказывать. Иногда это бывают смешные вещи, а иногда достаточно безобразные представления и установки, этакие монстры. Обо всём по порядку.

Митрополит Антоний Сурожский в одной из проповедей открыл удивительные истины. Он писал так, когда вы читаете Евангелие, конечно, там будут моменты, которые понравятся, которые «упадут на сердце». Однако, я вам советую, попытаться найти те места, которые не нравятся и непонятны, которые кажутся ненужными, которые даже вызывают бунт внутренний. Нужно попытаться эти места уяснить себе, даже если нет понимания, сказать: «Господи, я не могу это понять. Да, это Твоё слово, но я этого не могу принять». Это искреннее слово пред Господом  имеет огромную силу, и это начало изменений в человеке.  Таких мест в Евангелии очень много и кто будет читать, тот будет (в хорошем смысле слова) спотыкаться, кто не читает Слово Божие, у того и вопросов не возникает.

Один из таких моментов мы сегодня разберём. Но, сначала нам надо понять, что такое милосердие Божие, как оно отличается от нашего, человеческого. Очень долго в этом мире человек исповедует: око за око и зуб за зуб, даже приходя в церковь. Отсюда это: «Батюшка, а почему Он его/её/их  не наказал, не наказывает?» Это так непросто воспринять потому, что это другая реальность, которую действительно можно воспринять только через Благодать Божию. Очень непонятно изречение: «Иго Моё благо и бремя Моё легко есть», «Научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» …Что для нашего общества смирение и кротость?  Да это признаки слабости и закомплексованности. А Евангелие сообщает нам, что это Бог говорит, это истина.  Вот, пойди ты, это в голове соедини. Это не то, что сопли пускать тихонечко в уголке, когда тебя обидели, а оказывается это божественное свойство – кротость и смирение. Как это, что это такое? Это совершенно отличается от того, что я могу понимать по человеческим понятиям. Зачастую для человеческого опыта, не просвещенного благодатью, смирение и кротость – это синонимы унижения. Поэтому Евангелие – это книга бунтовливая. Бог есть любовь, но Его любовь не мешает Его правде.  Его кротость не мешает Ему обличать и говорить людям правду, и люди на это обличение и правдивость откликаются и идут следом. По объёму Евангелие книга очень маленькая, но смысл, которым она наполнена, огромен.  Человек, который возьмётся читать её, с большой долей вероятности изменится.

Есть вопрос, на котором нам стоит задержаться. Мы исходим из тезиса, что слово Христа – это безусловно авторитетное слово, как программа минимум, и это слово Бога, как максимум. Это не красивая проповедь или удачное нравоучение — это слова Божии. А насколько те, кто сегодня сюда пришёл, кто здесь сидит, насколько мы готовы слово Божие слушать — слышать и пустить в свою жизнь? Открываем евангелие от Матфея (глава 10, стих 28-39):

«…. не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;

у вас же и волосы на голове все сочтены;

не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,

ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

И враги человеку – домашние его.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее…»

 

Очень сильно отличается это от общепринятого представления, что есть любовь. Если любовь – то там мёдом всё так размазано, хочешь, ешь его, хочешь — выбрасывай. А это такие слова  — « …кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» – соглашайся, не соглашайся, бунтуй, но это сказал Иисус Христос. Или этого не было, или это сказал ненормальный, или Он Бог? Он не сказал это одному человеку, он сказал это в проповеди, т.е. на людях. Это одно из парадоксальных мест в Евангелии, коих много, которые ты никак под себя не подстроишь, как бы не хотелось. Часто даже веруя в Бога, пытаясь ему молиться, мы уже готовы (о! это уже такой прогресс) признать Господа Божеством. И признать Его источником всех благ, уже даже что-то делать ради этого, но есть целый ряд наших внутренних камней преткновения, особенно, когда это касается нас лично. Здесь сегодня остались только общинники, и многие попробовали и знают, что этого мало, это не работает. Бога надо не мозгами, а попробовать сердцем поставить в центр своей жизни. Эти слова мог сказать только великий.  Нормальный, хороший, нравственный человек не дерзнул бы такое произнести. В этих словах, где Христос не проповедует о себе как о Боге, он раскрывает власть свою над людьми. И открывает очень непростую истину, он говорит, где нет Бога, где нет Его, Христа, любое то хорошее, что есть в человеческом обществе, может быть извращено. И здесь важно это слово: недостоин тот, кто не несёт креста своего, кто не хочет этот крест нести, а у евангелиста Луки ещё жестче – «кто не возненавидит отца, мать, ребёнка…., тот недостоин Меня». Этому всему простейшее объяснение: Христос есть властелин всего, Он имеет право это сказать. Если Христос так говорит, к этому нужно очень серьёзно отнестись. Любые наши человеческие добрые ценности без Бога в центре превращаются/извращаются/мутируют в неизвестно что. Любое добро человеческое без Христа, без этой закваски, без этого ориентира – оно очень быстро превращается в свой антипод. Такое пояснение найдём и у Иоанна Златоуста и у Блаженного Августина.

«….Пусть отец говорит: «Люби меня». Пусть мать говорит: «Люби меня». На эти слова я отвечу: «Умолкните». Но разве не справедливо то, о чем они просят? И не должен ли я вернуть им то, что получил? Отец говорит: «Я породил тебя». Мать говорит: «Я родила тебя». Отец говорит: «Я обучил тебя». Мать говорит: «Я вскормила тебя». Пожалуй, их слова справедливы, когда они говорят: «Движется сила в крыльях его, но не улетай должником, верни то, что мы прежде доставили тебе». Давайте ответим отцу и матери, справедливо говорящим: «Люби нас», давайте ответим: «Я люблю вас во Христе, но не вместо Христа. Будьте со мной в Нем, но я не буду с вами без Него». «Но нам не нужен Христос», – говорят они. «Но мне нужен Христос больше, чем вы. Неужели я позабочусь о родителях и забуду Создателя?»  Августин Иппонский, Проповеди.

Настолько революционно Евангелие, так оно всегда возвращает людей к Богу. Тут нам сказано всё очень чётко: если Меня не будет в вашей жизни, ничего не будет, а будет лишь один «бульон». Когда я сам впервые читал эти слова Евангелия, они меня очень потрясли, хотя я был человек не семейный, молодой, мне было всего 18 лет, но я удивился: «Почему, Господи, не говоришь что-нибудь правильное – простите, покайтесь, я вас всех люблю»? Люди на это сразу откликнутся, это все любят слышать – я вас люблю, вы любимые дети Божие. Я бы там был, на проповеди Христа, услышал бы всё это и что? Да развернулся бы и ушёл, «хекнул» бы и ушёл…. А потом до меня начало доходить потихонечку… Вот в этом и сила власти Христа — правду говорить! Открыта такая правда, которая не уродует человека, не убивает. Это для нас очень непросто, очень сложно, возможно ли это понимание без участия Бога? Я могу понимать, что так должно быть, но противоречивые места в Евангелие не соответствуют моим представлениям нравственности, моему представлению о том, что такое добрые дела. Есть же этот вопрос у многих людей: человек добрый, но не верующий, как он, войдёт ли в Царство Божие, не войдёт?  Такому ответим, в центре Христу надо быть. Тогда всё на свои места встанет, если этого не будет — обязательно всё начнёт рушиться. По-нашему, по-человечески  Он очень жёстко всё это говорит. А на самом деле – Он говорит это честно, честность бескомпромиссна. Ничего Христос сверхъестественного и невозможного не требует. Как сказал Иоанн Златоуст, если Бог и Творец источник любви, то не имея этого к Богу, где мы приобретём это в отношении с близкими? Вот почему Евангелие читать нужно, потому что хочешь ты, не хочешь, оно взламывает внутренние личные коды. Ты прочитал, и пусть ты пока не готов так жить, следовать этому, но ты увидел свет истины, ориентировка получена.

Нас не обязывают всё досконально исполнить, но стремиться к этому всю жизнь. Однако, и тут есть ловушка.  Вот я, например, все посты соблюдаю, я протоиерей маститый уже до невозможности, все молитвы вычитаны, книги читаются, знаем мы немощи и хитрости человеческой души и сами всем этим владеем в полном объёме, ну, прямо как в Евангелие: «…пощусь два раза в неделю. Жертвую…» , закон Божий изучаю и так далее. Оказывается, всё это может человека к Богу не привести. Хотя, я отнюдь не либерал в этой области, и уверен — без церкви человеку очень трудно с Богом встретиться, не надо тут иллюзий строить никаких, но здесь есть эта большая опасность, когда человек настроен только исполнять. Главное тут возлюби, не только исполни. Стремиться потихоньку, чтобы была эта жажда любви к Богу, а не почитание или признание того факта, что Он есть.  Хотя, многие из-под палки начинают требования церкви выполнять, даже скрипя сердцем – поститься надо, молиться надо. Да! Это всё надо делать, но результатом должно стать внутреннее преображение. Если всё идёт так, как надо, обязательно будет изменение отношений и человека к самому себе, и в отношении с близкими. Конечно, мы проходим некий искус, некое познание себя и происходит это жёсткое разделение о котором сказал Христос, что если не несёшь со Мной креста, ты Меня недостоин, т.е. бери и делай. Пренеприятно себя грешником признавать, но это правда, не хочется на первых порах молиться, но никак без этого. Слово «надо» со словом «хочется» вначале никак не совпадает. Близких прощать? Это вообще отдельная тема. Все бы меня прощали, а мне-то вас прощать, итак уже все притомили…Такое у нас ветхое отношение к людям – все бы мне, но я — нет! Эти слова, кто будут читать Евангелие, постараемся увидеть, а не то только, что я себе представляю выдуманного бога, который всегда покрывает мои грешки и грешочки, который с радостью укрывает всё, в чём я пакостничаю и себе, и людям,и даже не собираюсь меняться. Не беспокойтесь, кто со Христом встретится ему либо через людей, либо сразу в сердце точно подсказка будет — кто ты есть на самом деле. И дай Бог тогда мужества согласиться нам: «Да , это правда, прости меня…»  Эти слова в Евангелие именно предъявляют требование. Очень много у Господа просто проповедей милосердия, а здесь  встречаемся с требованием. Готовы ли мы встретиться с требованием Бога в своей жизни? На сколько мы жестоковыйны, насколько мы жестоки сердцами, может, скользнём холодными глазами по распятию и пойдём в другую сторону? Мы можем так сделать, мы имеем на это право. Молния сразу не блеснет, гром сразу не ударит – живи так. Это не такие отношения: если сделаешь – награжу, не сделаешь – пришибу. Это сугубо этический момент в отношениях с Богом, там нет никаких внешних условий, а решение только за тобой. Но это требование. Вот здесь уже начинается наша вера, наше православие. Христос показал такую высоту духовно-нравственную, что «приземлил» даже своих любимых учеников, Апостол Пётр вопрошает: «Кто же может спастись?»

— Человеку это невозможно, — отвечает Христос, — но всё возможно Богу.

Значит нужно некий канал, некую связь с Богом восстановить или установить и следить, чтобы она не прервалась.

Да, это одно из трудных мест в писании, одно из постоянно пререкаемых мест, потому что оно нарушает нашу систему ценностей. В нашей системе ценностей важны только мои интересы, мои представления о счастье и радости, они доминируют. И большинство людей не монстры какие-нибудь, не какие-то свирепые мутанты, большинство людей вполне благочестивы, вполне добры, очень неплохие люди. Но вся система такова, что там Богу места нет, есть только – «я сам знаю, что к чему и как». И я выберу ту систему ценностей, которая даёт мне комфорт и не сильно напрягает. А тут на тебе –  «кто не несёт креста со Мной», это уже звучит неприятно, а тут ещё –  «недостоин Меня». Вот какие вопросы начинает человек решать, когда читает Евангелие. Может головенька моя не понимает, а душенька-то эту правду чувствует и там начинается незаметный на первый взгляд процесс изменений, который запустит с Божией помощью весь механизм. Рано или поздно, раскрасивый дом моих добрых мечтаний (а в 99 случаях мечтания добрые), даст трещины. С другой стороны, это всё не настолько высоко : о любви к Богу, о любви к родителям и «недостоин Меня». А как человек, который скандалит или ругает своего сына или близкого человека, мать и отца? При этом рядом висит икона или в сердце своём он чувствует, что делает страшное — вот это и есть «кто любит отца или мать больше Меня». Там нет источника благоговения, нет страха Божия, потому что нет Христа в центре системы ценностей, вот оно и пошло всё наперекосяк. Это касается нас всех настолько, насколько мы готовы каждый день жить по заповедям Божьим. Поскольку нет людей, у которых это на пять с плюсом получалось бы с понедельника, существует покаяние, когда приходишь и говоришь: «Господи, прости меня!» На самом деле, покаяние – это красота и радость, которая человека меняет и наступает радость от встречи с собой, радость примирения с людьми. Здесь сатана ведёт мощную работу, чтобы отвлечь человека, чтобы погрузить в свою гордыню, свои страхи. Я думаю, здесь все мы представляем насколько это непросто признать себя неправым, насколько не хочется это делать. Поэтому, если нет этой связи с Господом, мы с лёгкостью в своей семье даже начинаем творить безобразия. Давайте постараемся эту «жёсткость» впустить.  Когда задумаемся над этим вопросом, автоматически встаёт другой вопрос: а насколько мои отношения с Богом и с другими людьми хороши и самодостаточны, к чему они могут привести? Вот человек живёт неплохой: у него дом, семья, два высших образования, высокая зарплата. А капнёшь глубже – жизнь расползается как старая ткань. А человек-то неплохой, образованный, телевизор немножечко смотрит, фильм показывают – немножечко плачет, сочувствует… У меня тоже чувства есть как у собачки. Знаете, собачка хвостиком виляет, она тоже чувства имеет, одного любит, другого — ненавидит. Я смотрю фильм по телевизору — весь в слезах, вот какой я хороший человек! Быстро себе ордена навешаю, вот же, я чувствую! А тут эта правда Евангелия о любви к Богу, о покаянии. Любовь к Богу, это когда человек не соглашается с собой, а  начинает жить по заповеди Божией падая, ошибаясь и каясь. Не может такого быть, чтобы сразу получилось. Отношения с людьми чтобы выстроились — заповеди блаженства надо читать. Сначала будет «Блаженные нищие духом», а где-то там дальше уже будет «Блаженные миротворцы», но без «нищие духом» ты миротворцем не станешь. Будешь наоборот только такую войну вести, и ещё удивляться: « Я столько добра делаю, а что это они все?» Вот оно вроде смешно со стороны нам, но когда ты попадаешь в мёртвую точку урагана – рвёт на части. Об этом-то и нужно сказать тут, раз мы ведём беседу, пусть эта мелкая блоха, эта одна маленькая клетка большого организма нас с пути не сбивает – не спасается человек своими добрыми делами или своими представлениями о том, что есть добро, потому что оно у нас обязательно искажено. Даже если я буду здесь в общине, даже если я 20 лет священник, даже если уже мёртвых воскрешаю… как только я забуду, что я есть человек  и живу Благодатью Христовой, и что во мне есть только стремление к правде, но во мне нет самой правды, я не являюсь источником правды, то попадаю в эту рогатку, которой успешно пользуется сатана, когда с самыми добрыми намерениями, основанными на моих похотях и прихотях, я попадаю в непростые жизненные ситуации, а по большому счёту, приближаюсь к гибели человеческой души. Со временем понимаешь как у Бога всё просто, это во мне не всё просто. Не просто принять Его точку зрения … Да, есть люди лучше меня, есть у кого учиться — араб это, иезуит ли католик или ещё кто, у кого-то получается то, над чему я уже 10 лет бьюсь. Но стать другим без Христа или спастись без Бога очень проблематично. Если  тот из вас, кто владеет Евангелием, а не просто приходит в церковь, чтобы вымолить что-то  своё, готов встретиться со Христом, перечитайте ещё беседу с Никодимом (Ин, 3)

 

« Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

 

О чём говорит здесь Христос? О том, что идти по пути веры, быть верующим или стать христианином – это не просто соблюдать какой-то нравственный кодекс скрипя зубами, потому что деваться некуда. «Если не родится от воды и Духа» т.е. если благодать Божия не коснётся его — это вообще не возможно.  И «если не родится свыше»  — т.е. человек становится  качественно иным. Для нас это часто всё пустое. Одно из важнейших таинств церкви – Крещение. Зачастую оно происходит лишь формально. Прошли обряд, домой приехали хорошо выпили, выложили фотографии в фейсбуке. Всё! А то, что это и есть тот момент, когда человек качественно иным становится и в нём появляется то, что нужно взращивать постепенно и кропотливо, ведь ему дан уникальный Дар Духа Святаго. Это не слышится нами, происходит некая профанация.

Поэтому жизнь во Христе — это ни морализаторство, ни набор добрых дел. Мы их не сможем без Него сделать. Надо бы простить, но без помощи Божией мы не можем простить. Можем отложить в долгую память, что на кого-то обиду держу, но чтобы простить, нужно это рождение от Духа и воды, этой некоей исцеляющей благодати.

Мы рассуждали сегодня не о том, что Бог есть некий авторитет или эталон правильной жизни, а может даже некий скелет в шкафу (которого побаиваемся), мы говорили о некоем опытном богообщении, которое ведёт человека к внутреннему изменению. Как следствие уже из веры должны исходить добрые дела. Когда человек меняется под воздействием Божией благодати, у него вокруг всё изменяется.

Трудные места в Евангелие нам даны, чтобы прислушаться и пытаться исполнить эти требования.

                                                                                                                         Записала Марина Сёмина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *